mag
АННА КОМАРОВА
О ПУТИ ХУДОЖНИКА,
ОПТЫЕ ЗРИТЕЛЯ И НОВЫХ ПРОЕКТАХ

начало карьеры художника
— Несмотря на то, что я рисую с детства, училась в художественной школе и училище, а потом и в Школе-студии МХАТ, я бы не стала отсчитывать свою деятельность с учебы — мне кажется, в этот период ты делаешь работы, позволяющие получить навык, но действуешь неосознанно, вслед за заданиями и педагогами — это подготовительный этап, где ты мыслишь еще не совсем самостоятельно. Этот этап может быть параллельным
с началом карьеры, так произошло и со мной, но я бы не стала говорить,
что это одно и то же.

Поэтому я думаю, что моя карьера художника началась в 2021 году — я отсчитываю ее от первой в своей жизни выставки, в которой участвовала. Это была выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», в которой участвовала моя работа, созданная ранее
в Лаборатории звука, проводимой летом 2020 года в Культурном центре ЗИЛ. Тогда, весной, на втором курсе в Школе-студии я придумала сценографию — лес звучащих деревьев, со звуками ветра, голосов людей, доносящихся из них. В лаборатории была тема — воссоздание инсталляции Rainforest Дэвида Тюдора, с использованием динамиков и различных предметов, которые могут звучать. Некоторое время я пыталась придумать, что же это может быть за предмет, пока однажды не прошла мимо срубленного дерева по улице. В тот момент в моей голове сошлась старая идея курсовой с темой лаборатории: подобрав дерево, я тут же вызвала такси и поехала в ЗИЛ. И уже зимой, Андрей Смирнов, сокуратор выставки и куратор лаборатории, вспомнил о моем дереве, пригласил поучаствовать. Так все и началось.

Затем в этом же году меня пригласили сделать уже целый лес деревьев на выставке «Живое вещество», потом эту работу показывали во Франции, а одно дерево — в спецпроекте Уральской биеннале. В какой-то момент, после всех этих событий я совсем не знала, что делать: это были мои первые выставки, которые друг за другом появлялись в моей жизни, и как действовать дальше самостоятельно я совсем не понимала. Тогда я стала подаваться в Открытые студии Винзавода, и попала туда к осени 2022 года — и дальше уже стала начинать творческую практику заново.
"Анна Комарова родилась в 1997 году в Екатеринбурге. Художница работает с пространством, ей интересны взаимоотношения человека и его окружающей среды, темы памяти, смерти, столкновений природного и техногенного.
Ее интересует возможность погружать зрителя в непривычную для него среду, в которой он мог бы получить новый опыт."
анна комарова
Post- 2021 Стволы деревьев, динамики, плееры, аудио Живое вещество, Третьяковская галерея, Москва Novacène, Utopia festival, Gare Saint Sauveur, Lille
анна комарова художница
"Секретный сад" 2023 Деревянный каркас, синтепон, пленка, 3д модель, цифровая печать на пленке, электроника Границы невидимого, ЦТИ Фабрика
секретный сад
"Секретный сад" 2023 Деревянный каркас, синтепон, пленка, 3д модель, цифровая печать на пленке, электроника Границы невидимого, ЦТИ Фабрика
ural station
Падение 2024 шелкография на цветной бумаге
(не)существующее 2023 3д модель, оптическая печать на бумаге для цветной печати
(не)существующее 2023 3д модель, оптическая печать на бумаге для цветной печати
СРЕДА ОБИТАНИЯ
— Идея проекта пришла ко мне в голову ещё зимой 2023-го. Все началось с чёрной комнаты, затем появился лес, а вслед за ними — пустое пространство. Тогда, весной, я поняла, что очень хочу реализовать этот проект, написала Арине Воробьевой и подала заявку на грант в Своды. В мае я прошла опен-колл, и началась работа над проектом.

Название инсталляции «Среда обитания» подразумевает разные значения этого выражения. Среда здесь рассматривается как место, в котором мы живём — дом, квартира, и как природное пространство, откуда человек происходит биологически, и как пространство психологическое — наши мысли и наше тело, среди которых и в котором мы вынуждены обитать всю свою жизнь. Каждой среде соответствует своя часть-комната, вместе они образуют своеобразную драматургию — нарратив, распределенный в пространстве.
Первая часть — черная комната — пространство жилища, погруженное в темноту. Заходя на выставку, зритель попадал сразу же в лишенное света место, наполненное звуками птиц, цикад, шума воды и листвы. Слушая птичьи трели, в темноте можно вообразить, что вокруг должны быть деревья или сады. Но проходя глубже, зритель мог обнаружить не что иное, как обычную мебель, какую можно найти в среднестатистической городской квартире. Предметы в пространстве перемешаны, рядом со шкафом можно обнаружить плиту, а рядом с кроватью — куртки. В темноте глаз, привыкая, все равно не различает предметы вдалеке, лишь на уровне силуэтов, так что охватить комнату целиком невозможно, человек все равно будет спотыкаться о предметы, беспорядочно расположенные в пространстве. Эта часть — образ непригодного для жизни дома, где мебель расположена хаотично и лишена своих функций, внутрь проникают кричащие с улицы звуки птиц, нет окон. Это такой «дом без стен», в котором предметы сконцентрированы лишь на малой части огромного пространства, необжитого и неухоженного.

Из черной комнаты можно пройти дальше, на свет, в абсолютно контрастное
и противоречащее во всех смыслах предыдущему, пространство. Здесь светит довольно яркий свет, белые стены, повсюду белые скульптуры деревьев с сидящими на них совами. Но если в первой комнате слышны птичьи трели, то во второй птицы издают уже не птичьи звуки. У этих сов нет лиц, они становятся словно рупорами и декламируют человеческим голосом правила поведения в пространстве, несоответствующие окружающей среде. Шепчущие текст невпопад птицы не могут синхронизироваться друг с другом, слова их превращаются в неразличимый щебет. И деревья, и птицы — все это керамические скульптуры, имеющие трещины и сколы. Словно окаменевшие, они застыли подвешенные в воздухе, неспособные сдвинуться или измениться. Эта часть — образ природной среды, откуда происходит человек, и которая оказалась измененной, забытой, заброшенной.

Последняя часть вновь контрастирует с предыдущей: зайдя через дверь в следующий зал, зритель оказывается в кромешной темноте и тишине. Ни щебета, ни голосов, ни криков. В просторном пустом зале, в отличие от первой комнаты, нет ни малейшей щелочки, позволяющей разглядеть хоть что-то. Нет ни одного предмета внутри, пол и стены — мягкие, проваливающиеся при касании. Эта часть — пространство тела и мыслей человека, где вокруг не остается ничего. Звук здесь заглушен, так что услышать его можно не через уши, но костями и мышцами, увидеть здесь также ничего невозможно, как и нащупать. Оставаясь в кромешной тишине, можно оказаться наедине со своими мыслями и тревогами, собственным внутренним состоянием — это комната-зеркало, отражающая настроение вошедшего. Внутренний покой и внутренние тревоги одинаково здесь усиливаются, и опыт пребывания в пространстве оказывается индивидуальным для каждого.

В этом проекте для меня было важно оттолкнуться именно от ощущений, которые мы испытываем, живя сегодня в определённое время, определённых обстоятельствах. Ощущение тревоги и беспокойства, «сломанности» собственного дома в первой части, попытка контролировать природные территории, изначально человеку не принадлежащие, — во второй части, потеря в собственных мыслях — в третьей.
ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ
В Ельцин центре можно увидеть мою инсталляцию «Больше света», созданную специально для центра в декабре прошлого года. Призрачные ветви накрывают атриум здания, покрывая своими большими лапами проходящих внизу людей. Глядя на них снизу вверх, мне хотелось передать ощущение, похожее на то, когда ты смотришь в лесу или парке сквозь ветви деревьев на небо – их подсвеченные солнцем контуры и пробивающийся даже в пасмурную погоду свет вызывает внутри чувство тепла и надежды.


Работа с пространством и с ощущениями в нем в целом свойственна для меня, как для художницы. Так, до 11 апреля в галерее XL в Москве идет выставка «Все желания исполнены, все проблемы решены», посвященная теме смерти. Проект вырос из экспедиции на озеро Эльтон в мае 2024 года. Сам проект очень сценографичен: пространство выставки формируется не только объектами – птицами, ворохом листьев, – но и светом, звуком, пустотой. В большом и пустынном зале с приглушенным, темным светом можно обнаружить под ногами железные листья, разбросанные, словно по осенней дорожке, а над головой – летящих вверх ногами ворон. Стая птиц летит вглубь зала, постепенно снижаясь, все движение стремится к куче железных листьев в глубине, из которой доносятся тихие звуки райских птиц. Подойдя к вороху, можно обнаружить, что он имеет форму провалившейся могилы, а внутри него – дыра, из которой и доносятся звуки. Мне хотелось создать ощущение одиночества и пустоты, сконцентрировать внимание на «конце пути» как портале, позволяющем попасть в рай, получить лучшую жизнь в обмен на смерть.
19.04.2025
Made on
Tilda